Яндекс — русская ИТ-компания, обладающая системой поиска в Сети и интернет-порталом. Яндекс четвертый среди поисковых систем мира по количеству обработанных поисковых запросов (более 6,3 млрд в месяц на начало 2014 года). По состоянию на 19 июля 2014 года, согласно рейтингу Alexa.com, сайт yandex.ru по популярности занимает 22-е место в мире и первое место в России.
Yandex.ru был официальн объявлен 23 сентября 1997 года, и первое время развивался в рамках компании CompTek International. Как отдельная компания «Яндекс» появился в 2000 году. В мае 2011 года Яндекс совершил первичное размещение акций, получив на этом больше, чем какая-либо из Интернет-компаний со времён IPO поисковика Гугл в 2004 году.
Главным и приоритетным направлением компании есть разработка поискового механизма, но за годы работы «Яндекс» стал мультипорталом. В 2013 году «Яндекс» предоставляет более 50 сервисов. Кое-какие из них — Яндекс.Поиск, Яндекс.Карты, Яндекс.Маркет, Поиск по блогам, Яндекс.Пробки — господствуют на рынке.
Центральный офис компании находится в Москве. У компании имеется конторы в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Одессе, Симферополе, Киеве, Казани, Ростове-на-Дону, Минске и Стамбуле, Берлине, Люцерне и Цюрихе. В середине июня 2008 года компания заявила об открытии Yandex Labs — офиса в Соединенных Штатах, штат Калифорния.
Во второй половине 80-ых годов двадцатого века программист и предприниматель Аркадий Волож основал компанию CompTek, реализовывавшую персональные компьютеры и занимавшуюся автоматизацией рабочих мест. Также Волож интересовался методами обработки данных, и его заинтересовала возможность написания приложения, которое имело возможность бы осуществлять поиск информации в громадных количествах текста, учитывая морфологию языка. Совместно со экспертом по компьютерной лингвистике Аркадием Борковским он основал во второй половине 80-ых годов двадцатого века компанию «Аркадия». После 1990 года сотрудники «Аркадии» написали информационно-поисковые совокупности «Классификатор товаров и» Международная «классификация изобретений и одолжений». В последующие три года они продавались НИИ и патентным организациям.
Слово «Яndex» придумали Илья Сегалович, директор Яндекса по разработкам, и председатель совета директоров компании — Аркадий Волож. Илья выписывал различные производные от слов, обрисовывающих сущность разработке. В следствии показался вариант «yandex» — yet another indexer («ещё один индексатор»).
В первой половине 90-ых годов XX века «Аркадию» присоединили к CompTek, в которую ранее пришёл школьный приятель Воложа программист Илья Сегалович. В том же году была создана программа для поиска на твёрдом диске компьютера. Программу назвали «Yandex». Сотрудничая с Университетом неприятностей передачи информации, CompTek создала словарь с поиском, что учитывал морфологию русского языка. В первой половине 90-ых годов двадцатого века был создан «Библейский компьютерный справочник».
В 1995 году было издано постановление об применении поискового приложения для сети Интернет. Сперва оно трудилось с ограниченным числом ресурсов, а позднее со всем русскоязычным сегментом Интернета.
Официально поисковая машина Yandex.Ru была объявлена 23 сентября 1997 года на выставке Softool. «Яндекс» не первенствовал поисковой машиной в Российской Федерации: во второй половине 90-ых годов XX века показался Рамблер, а ещё раньше, в декабре 1995-го, — Altavista, причём последняя имела самый производительный в то время сервер и отличалась самой высокой скоростью работы среди соперников, обрабатывая миллионы запросов в день. Через два месяца после yandex.ru объявили поисковую систему «Апорт» (не смотря на то, что в первый раз её показали ещё в феврале 1996 года).
К середине 1999 года «Яндекс» был в семёрке популярнейших сайтов рунета; выручка «Яндекса» как отдела CompTek’а в текущем году составляла 72 тыс. долл.
В 2001 заявлен запуск новой версии поисковика: улучшился поиск ссылок, начала производиться морфологическая коррекция запроса, введён «взвешенный индекс цитирования» и повысилась скорость и точность поиска. В этом же году «Яндекс» обогнал Рамблер и с того времени держит первое место в русском сегменте интернета.
В том же 2001 году появляется совокупность контекстной рекламы «Яндекс.Директ». Совокупность скоро стала главным источником прибыли в компании: в 2002 году «Яндекс» выходит на самоокупаемость, а в 2003 году выплачивает акционерам барыши, общая сумма которых составила $100 тыс.
В 2005 году компания в первый раз выходит за пределы России, открывая представительство на Украине. В один момент с открытием филиала в Одессе появляется портал www.yandex.ua. Потом, в 2006 году в СПБ и в 2007 году в Киеве и Екатеринбурге показались конторы разработки, а в 2009 году в Екатеринбурге и в 2010 году в Новосибирске — конторы продаж. Помимо этого, в 2008 году в Калифорнии была зарегистрирована "дочка" «Яндекса» — Yandex Laboratories (Yandex Labs). В 2008 году была запущена казахстанская версия портала «Яндекса», а в 2010 году — белорусская. В том же году компания открыла офис в Казани; основная страница портала, кое-какие поиск и сервисы стали дешёвы как на русском, так и на татарском языке. Так, возможности поиска в ходе работы с региональными ресурсами понемногу расширились.
В 2007 состоялось первое большое поглощение «Яндекса» — была приобретена соцсеть специалистов «Мой Круг» приблизительно за $1,5 миллионов. Большое приобретение имело целью сделать более социальными другие сервисы «Яндекса»; сразу после приобретения сайт был перенесён на личные дата-центры компании.
В 2010 году «Яндекс» открывает www.yandex.com — сайт для поиска по зарубежному интернету, что также есть тестовой площадкой для обкатки новых дизайнерских и инженерных решений. В один момент на простой версии сайта показалась кнопка «в мировом интернете», которая появляется над достигнутыми результатами поиска при иноязычного запроса. Необходимо подчернуть, что индексировать и додавать в поисковую выдачу сайты на вторых языках «Яндекс» начал ещё в 2008 году. Обслуживанием английского поиска занимается калифорнийское отделение Yandex Labs.
24 мая 2011 состоялся выход «Яндекса» на высокотехнологичную биржу «NASDAQ». На протяжении первичного размещения акций «Яндекс» привлёк $1,3 млрд (второй результат за всю историю наблюдений, после Гугла с его $1,67 млрд). В целом компанию оценили в $8 млрд, что в 500 раз превышает её начальную цена в 2000 году. Размещение акций планировалось ещё в 2008 году, но было отложено из-за глобального кризиса. Десятки сотрудников компании стали миллионерами. 3 июня 2014 года акции компании прошли листинг и на Столичной бирже.
20 сентября 2011 года «Яндекс» открывает портал в Турции. Поисковая совокупность локализована для турецкоязычного пользователя, учитывает морфологию, осознаёт синонимы и исправляет опечатки. Вполне локализованы работы Почта, Новости, Перевод, Карты (а также Панорамы и Пробки) и другие, имеется и неповторимые сервисы. Это первый опыт «Яндекса» в не говорящей на русском стране; для завоевания нового рынка была открыта штаб-квартира с 50 сотрудниками.
В 2012 году выходит Яндекс.Браузер. Скоро программа приобретает турецкую и украинскую локализации. С версии 1.1 начинается его рекламная кампания на ТВ.
В мае 2012 года в Госдуме РФ показался закон, в котором «Яндекс» и «ВКонтакте» будут считаться стратегическими фирмами как общенациональные трансляторы информации. Ещё в 2009 году Медведев инициировал приобретение «Сберегательным банком» «золотой акции» «Яндекса» с целью избежать попадания предприятия общегосударственной важности в руки иностранцев.
В том же 2012 году «Яндекс» обогнал «Первый канал» по численности ежедневной аудитории, что сделало российский интернет-гигант фаворитом отечественного медиарынка. В 2013 году Яндекс подтвердил этот статус, обогнав «Первый канал» по выручке.
В феврале 2013 года «Яндекс» обошёл «Майкрософт» по числу поисковых запросов, заняв так четвёртое место в рейтинге мировых поисковых совокупностей (после Гугл, Baidu и Яху!). Рост случился за счёт русского рынка. В целом «Яндекс» есть самым быстрорастущим поисковиком из первой десятки.
В июле 2013 года глава «Яндекса» Аркадий Волож заявил о замыслах собственной компании выйти за пределы интернета и открытии в будущем сервисов в других отраслях.
1 сентября 2014 года Аркадий Волож уходит с поста председателя совета директоров русского сегмента Яндекса, новым председателем совета директоров с 1 сентября стал Александр Шульгин. Наряду с этим А. Волож остаётся на должности председателя совета директоров всей компании.